ideal_happines


Журнал красивой женщины


Previous Entry Share Next Entry
Дети и деньги: мой опыт воспитания финансовой и личной самостоятельности
ideal_happines

Фото из свободных источников

Родственники и друзья часто упрекают меня, что я даю слишком много финансовой свободы своему сыну. А его учительница говорит, что мой сын - единственный в классе, у кого есть свободные карманные деньги, которыми ребенок распоряжается самостоятельно.
Я не знаю, к чему приведет такая стратегия, и скорее всего, она подойдет не для всех детей, но пока я вижу только положительные результаты.

Основной причиной, по которой я изначально дала ребенку такую свободу, было то, что лично мне этой свободы в детстве очень не хватало. Сколько я себя помню, в нашей семье постоянно не хватало денег на то, что хотелось. И хотя родители старались дать нам с братом лучшее, что было возможно в их финансовом положении, очень многие мои друзья имели гораздо больше желаемого, чем я. Не то, что бы я им завидовала. Я вообще не страдаю завистью. Но мои мозги с самого раннего подросткового возраста были заняты очень важной мыслью: как сделать так, чтобы у меня было достаточно денег. Не много, а именно достаточно для исполнения моих желаний. То есть деньги никогда не были самоцелью, они - средство для достижения желаемого.

Первые деньги я заработала, когда с детским музыкальным ансамблем духовной музыки от музыкальной школы играла в театре. Это был 8 класс, 14 лет. Тогда были самые голодные годы - 90-91. Театр находился на Беговой, и спектакль был религиозного содержания. За основу был взят сюжет вхождения Иисуса в Иерусалим. Мы играли и пели 2 спектакля в неделю, и честно получали 90 рублей в месяц. Я не знаю, большие ли тогда это были деньги, но нам казалось, что да. Весной самые активные из нас решили ездить на Старый Арбат и петь на улице, тогда уличные музыканты были в диковинку, и им неплохо подавали. Немного поработали там. Родителям говорили, что на репетициях в музыкалке. А после спектаклей по дороге домой задерживались в переходе с Пушкинской на Тверскую и еще минут 15-20 пели там. И хочу заметить, что среди нас не было детей из маргинальных семей. Все сплошь отличники в обоих школах, все с хорошими способностями, дети приличных родителей. И родители не знали о наших приключениях, иначе бы их, наверное, хватил инфаркт от стыда. Ведь приличным врачам, учителям и инженерам не пришло бы в голову петь на улице, чтобы заработать денег, они были слишком взрослые для этого. А наш подростковый пытливый ум искал любые возможности для выживания в рамках своих способностей и талантов.

В 9 класс я перешла в химико-биологическую школу при бывшем химико-технологическом институте, на Менделеевской. Люди были для меня новые, сразу вписаться в коллектив не очень получилось, но контингент что учителей, что учеников был крайне продвинутый и современный. В нашем классе особо модным было читать труды Кропоткина и Бакунина, считать себя анархистами и слушать группу Sex Pistols. Особенно весело это было для девочки, которая пела в ансамбле духовной музыки, с которым мы выступали даже в Новодевичьем монастыре и иногда пели на службах в повсеместно открывающихся храмах. Но я научилась, и мои родители были вынуждены слушать эту музыку, которую я достаточно громко врубала на магнитофоне в своей комнате. До сих пор не понимаю, как они это пережили. Благо, заскок у меня был очень короткий, всего на год.

В новой школе народ был более продвинутый, 91 год был не менее голодный, чем 90, всем вокруг хотелось денег и тех дефицитных вещей, которые можно было на них достать. Мой папа, уйдя из почтового ящика, устроился работать на коммерческое предприятие. Они завозили сюда из Польши все, что народ мог купить. А я попросила у него стать кем-то вроде торгового представителя в школе, и по дешевке, почти по оптовым ценам снабжала учителей и учеников красивыми тетрадками, тонкими колготками, еще какими-то мелочами. А апофеозом моей коммерческой деятельности было обеспечение наших мальчишек сверх ценностью того времени - берцами, военной обувью на шнуровке.

Несмотря на успехи в учебе и предпринимательской деятельности, которую легально и с удовольствием поддерживали все окружающие (вот же времена были), я решила из школы уходить. В общем-то, я всегда хотела иметь дело с медициной, но поступление в спецкласс при лечфаке первого меда я прошляпила, туда надо было с 8-го класса идти, а вот в спецкласс при фармфаке я еще успевала. Причем все это произошло неожиданным образом. По поводу какой-то ссоры в классе меня вызвал директор, мы обсудили мою успеваемость, мое поведение, и он спросил меня о планах на будущее. Я сказала, куда я хочу, а он аж обалдел, что же, говорит, ты сидела ждала, там уже начались вступительные экзамены. Ну ничего, сейчас я позвоню директору той школы и попрошу тебя проэкзаменовать отдельно, потому что у нас такой же профиль, и ты сможешь показать там хорошие результаты. И вот, вместо того, чтобы ехать домой, я прямо с уроков сорвалась, абсолютно не соображая, что я делаю, и рванула с Менделеевской на Полежаевскую.

Приехала, объяснила, кто я и откуда. Оказалось, что биологию сдавали вчера, а химию прямо сегодня перед моим приездом. На месте была вся комиссия, которая сидела и проверяла работы. Поскольку меня привел за руку сам директор по звонку своего знакомого, нашего директора, то меня просто спросили, готова ли я прямо сейчас, без подготовки, сесть перед всей комиссией и сдать сходу биологию и химию. Терять мне уже было нечего, и я бодро сказала, что вообще не вопрос и запросто. Напомню, мне было 15, и я стояла одна перед комиссией, которая обычно принимала экзамены в первый мед. Я взяла сразу два билета, и меня попросили начать отвечать подряд на все, чтобы они видели ход моих рассуждений. Как ни странно, но уровень оказался у меня весьма приличный, сама не ожидала. Я знала практически все, что было в билетах. А что не знала, то придумала. Меня выслушали, улыбнулись, забрали листочки и сказали приезжать завтра на диктант по русскому.

На следующий день я была в полном шоке, потому что в ведомости по биологии у меня была четверка, по химии пятерка, а основные оценки у поступающих были тройки и четверки. Я не рассчитывала на такой успех, ведь вокруг только и разговоров было, что простым детям не поступить, только репетиторы, только взятки.
С русским у меня проблем не было вообще, поэтому я спокойно написала диктант и поехала сдаваться родителям. Сдаваться не только на тему того, что я сама решила поступить в другую школу и уже считай поступила, но еще и в том, что школа эта была платной. Да, за профильные занятия на базе ВУЗа надо было платить. Родители, конечно, обалдели, но на самом деле очень за меня порадовались, а деньги в семье на тот момент какие-то были, так что они были уверены, что платить за меня смогут. Так и решилась моя судьба. Стало ясно, что учиться мне в Мед Академии, но не на врача, а на провизора.

Пока я отдыхала и наслаждалась каникулами, мой папа неожиданно потерял работу. Я теперь не помню, то ли фирма разорилось, то ли что-то еще, но 90-е годы были сильно не стабильными. Перед первым сентября родители сказали мне, что не смогут оплачивать мою учебу, и что мне нужно принимать какое-то решение, пока еще не начался учебный год. В совершенно истерическом состоянии я собралась и поехала в школу, надеясь застать директора. Застала и рассказала ему всю это грустную историю. Думала, может быть разрешит мне перейти в обычный класс, хоть и не по прописке. Но директор подумал несколько минут и сказал, что у них в школе есть свободная вакансия уборщицы с окладом примерно равным стоимости обучения. И что если я действительно хочу учиться, то могу устроиться на работу по согласованию с родителями, и после учебы убираться в школе, а деньги он будет зачислять в счет моего обучения. Учиться я очень хотела, поэтому приняла его предложение с радостью. Правда, родители мои были совсем не радостными, а мама вообще была шокирована происходящим и просто сидела рыдала. Поэтому я еле еле уговорила ее подписать на моем заявлении слово "не возражаю". Папа заявление подписывать отказался.

Следующие два года моей жизни были насыщены совершенно невозможными событиями. Я была старостой класса, училась с ребятами из достаточно обеспеченных семей, и когда они после уроков ехали по репетиторам, я брала веник, совок, швабру, ведро, и бодро шла мыть пол. Моими были полы со второго по четвертый этаж. В общем-то, мне это даже нравилось. Школа была пустой, тихой, величественной, и я ловкими движениями руки превращала ее из заваленной мусором в чистую и красивую. С чувством глубокого удовлетворения я ехала гулять на Старый Арбат, где однажды познакомилась с ребятами, которые играли Битлов, и влюбилась в эту музыку. Битлы определили мои интересы на долгие годы вперед. В нереально короткие сроки я выучилась играть на гитаре. Для этого приходилось заматывать кончики пальцев фольгой, а сверху скотчем, потому что пальцы болели неимоверно. Но я должна была научиться играть ритм, я хотела играть с ребятами. Папа мой в свое время закончил джазовую школу в Питере, поэтому я заставила его быстро меня научить. На то, чтобы научиться сносно аккомпанировать, у меня ушло чуть больше месяца. Благо, у меня была очень сильная музыкальная подготовка.

Теперь дни мои были расписаны под завязку. Уроки все я делала в метро, пока ехала в школу, после уроков уборка, из школы на Арбат, оттуда уже вечером домой. В принципе, времени вполне хватало, если сконцентрироваться и напрячься. На Арбате была потрясающая компания друзей, с которыми мы играли, пели, обсуждали всякие философские темы, просто гуляли. И да, зарабатывали какие-никакие деньги, потому что играли отлично, и у нас всегда была большая толпа слушателей. Тяжело было зимой, холодно, замерзали руки, но мы были молодые, здоровые, и держались весело и бодрячком. Так что я вполне могла оплачивать свое обучение и еще зарабатывать на карманные расходы, которые были невелики.

В 11 классе мне удалось еще взять подработку. Одноклассник познакомил меня со своими соседями, сыну-обормоту которых нужна была типа няни-репетитора, чтобы делать уроки. Мальчишка был в классе 5-6, поэтому уроки с ним мне давались без труда, зато я обзавелась первыми в своей жизни долларами. Мама мальчика платила мне два или три доллара 2-3 раза в неделю за уроки с ребенком. Таким образом, музыку я немного задвинула, но обрела первый преподавательский опыт.

После школы я благополучно поступила на фармфак и ушла на каникулы. Но когда началась учеба, стало понятно, что никакой работы в ближайшее время мне не светит, нагрузка была колоссальная, предметы были совершенно непонятные и незнакомые, и настолько сложные, что голову буквально разрывало от информации. Условия обучения тоже были тяжелые. Плохо отапливаемые аудитории, жуткие туалеты, невозможность более менее нормально поесть, занятия с 8 до 17, а то и до 18 часов, а еще дорога полтора часа в каждый конец с пересадками, выматывали страшно.

Первый и второй курсы были страшны тем, что на них отчисляли в каждую сессию по несколько человек, которые не справлялись с нагрузкой. Но я, по вечной школьной привычке став старостой курса, постаралась максимально плотно подружиться с деканатом, чтобы извлекать всю пользу, какую возможно, и хоть немного облегчить учебу для своей группы. Пережив кое-как первые два года, я стала находить возможность подработок уже по профилю, хоть это и были минимальные и копеешные подработки. График учебы на очном отделении не предполагал возможности иметь свободное время и заниматься чем-то еще, помимо учебы. А потом в моей жизни появился гражданский муж, который снял с меня заботу о финансах и дал возможность спокойно доучиться, за что я ему сильно благодарна. Сам он, к слову, из-за этого остался без образования, так как работал за нас обоих.

Это было крайне непростое, но счастливое время моей жизни, но уже совсем другая история - история взрослой жизни. А у нас рассказ о том, как вырастить самостоятельного человека.
Как любезные читатели уже поняли, сама я с детства стремилась к финансовой самостоятельности, но был один психологический момент, который меня сдерживал и ограничивал. Это была та самая пресловутая психология бедности, которая усиленно культивировалась и в моей собственной семье, и в семье моего первого мужа. Любимыми разговорами родителей был примерно следующее:
- мы люди честные, поэтому у нас не может быть много денег;
- папа не вор, он инженер, поэтому много заработать не может;
- порядочные люди богатыми не бывают;
- богатые люди всегда живут в опасности быть ограбленными и убитыми;
- нам многого не надо;
- у нас нет на это денег (никогда);
- и многое другое, аналогичное.

Я искренне верила в эту философию, и считала везением то, что мне удавалось добывать какие-то деньги. Я не видела связи между своими способностями, затраченными усилиями и получаемыми деньгами. Это было как-то так: у меня появилась идея, и ее реализовала, но я не причем, мне повезло, поэтому у меня сами появились деньги. Но я их не заработала. Ведь работают на работе - на заводе, в школе, в больнице, в аптеке, где угодно. Предпринимательство - это не работа. Это так, типа азартной игры. И хорошо, если повезло.

В дальнейшем я много лет потратила на то, чтобы выдавить из себя по капле раба (С), чтобы научиться жить так, как мне хотелось бы жить. Я перелопатила тонну литературы, наделала такую кучу ошибок, что в принципе и до сих пор еще не все разгребла. Но итогом стало то, что сейчас я живу так, как я хочу жить. Не в финансовом плане, до этого еще работать и работать, но в плане психологическом. Я точно знаю, что и как я хочу. Я потратила на это 38 лет жизни. Если бы изначально я понимала и знала то, что я понимаю и знаю сейчас, то сейчас мои дети уже были бы взрослые, а я попивала бы вкусный коктейль где-нибудь на теплом побережье, наслаждалась окружающими видами и была абсолютно счастлива. Но меня некому было научить.

И поэтому я искренне уверена, что мои дети должны впитать мою выстраданную мудрость хотя бы к совершеннолетию, чтобы им было легче вставать на ноги.

Старший сын, которому сейчас 9 лет, имеет следующие доходы:
1. Ежедневные деньги на карманные расходы - 50 рублей.
2. Дополнительные деньги на карманные расходы по запросу - 100-200 рублей, разово.
3. Зарплата за отличную успеваемость - 10 рублей за пятерку и 100 рублей за пятерку в четверти. Выплата после окончания четверти.
4. Деньги, выдаваемые при поездке на мероприятия с классом - музеи, олимпиады и т.д., 200-500 рублей в зависимости от мероприятия.
5. Подарки родственников.

Деньги ребенок расходует экономно. Лишнего не просит, иногда хочу ему что-то дать на прогулку, говорит, не надо, я за неделю сэкономил на сдаче кучу мелочи, целый карман и даже еще купюры. Купюры он складывает в сейф и потом обменивает у меня на более крупные, мелочь тратит на прогулках или раздает нищим, когда мы ездим в церковь. Он мальчик добрый и очень заботливый и щедрый, когда видит нуждающихся. Сейф у него вот такой:



Это замечательный немецкий деревянный конструктор с полностью рабочим механизмом. Ребенок попросил его на новый год и сам его себе собрал, с небольшой папиной помощью, настроил кодовый замок, и теперь все деньги хранит в личном сейфе.

Недавно познакомился с понятием "инфляция" и спросил, что надо делать, чтобы деньги не обесценивались. Я предложила, как вариант, сделать накопительный банковский вклад с ежедневной капитализацией и возможностью управлять остатком по счету. Уважаемое сообщество Малыши предложило вариант банка Юникредит, и я сейчас прорабатываю этот вопрос.

За полтора года сын накопил 15 тысяч с учетом, что покупал себе что-то для компьютера и еще что-то важное лично для него. На эту сумму вклад в Юникредите открыть можно.

Главное, что я прошу его делать:
1. Каждый раз, когда что-нибудь захочется серьезное приобрести, повторять себе аффирмацию: "У меня есть деньги, достаточно денег для исполнения всех моих желаний".
2. Когда хочется купить какую-то ерунду, деньги можно достать из сейфа, посчитать, погладить, покрутить в руках и сказать следующее: "Я люблю и уважаю деньги, я всегда могу заработать и накопить на все, что я хочу".
3. Также я прошу его думать: "Моя семья живет в достатке". Даже когда я не могу удовлетворить его недетские хотелки, а это часто бывает, потому что ребенку хочется то компьютер за полмиллиона, то еще какую-то аналогичную игрушку. Он пока не осознает, что такое полмиллиона, как они выглядят, и что нужно сделать, чтобы их добыть. Искренне считает чью-то зарплату в 50 тысяч очень большой, и я ничего не говорю ему, не морочу голову, думаю, что пока ему еще немножко рано, и так слишком много информации о деньгах.

Я рассказываю ему о том, что есть множество людей, которые живут очень бедно и нуждаются, о больных детях, о стариках, животных. Показываю петиции, которые подписываю, и группы, в которых я помогаю деньгами или хотя бы распространением информации. Говорю о том, что думать надо не только о себе, что когда у тебя есть свободные деньги, то нужно поделиться с нуждающимися. Говорю, что Бог видит, когда ты проявляешь доброту и щедрость, и никогда не оставит тебя в нужде, если ты будешь помогать в нужде другим. И несмотря на экономное расходование личных денег и способность к накопительству, он совершенно спокойно готов помочь своими деньгами людям.
Помню, в прошлом году интернет кипел от ужасной истории про мальчика Матвея, которого сожгли в роддоме, и которого никак не могли поделить две приемные мамы. Я сильно переживала за эту ситуацию, постоянно читала обновления в группе в ВК и даже как-то сходила на митинг. Дело было перед прошлым новым годом, когда ребенок подошел ко мне поговорить насчет одного недешевого подарка. Он увидел фото Матвея и с ужасом спросил, что это. Я рассказала и говорю, что надо собрать деньги на лечение. Не знаю, кто меня дернул за язык, но из меня вылетело, что мол а ты мог бы отказаться от своего подарка на новый год, чтобы помочь этому мальчику? Сын не думал даже и трех секунд. Он сразу сказал, что да, давай лучше отправим денег ребенку.

На самом деле деньги там не собирали, потому что уже было все собрано, и подарок сыну мы конечно купили. Но именно тогда я поняла, что я вырастила самого лучшего в мире сына. Доброго, щедрого, ответственного. Я им горжусь. Я ему доверяю, несмотря на проблемы взросления, школьные неурядицы, чрезмерную любовь к компьютеру.
Это все пройдет. А вот внутренний стержень и сила духа останутся.

И надеюсь, что мое доверие и финансовое воспитание позволит ему стать и порядочным, и успешным человеком.

promo ideal_happines april 18, 01:50 71
Buy for 10 tokens
Лет пятнадцать назад мой супруг с семьей (еще не с нашей) решил заняться дауншифтингом по православному, и сдав квартиру в Москве и распродав остальное имущество, взял дочку и родителей и уехал в далекое село Шостье Рязанской области, чтобы по благословению своего духовного отца восстанавливать…

  • 1
старшего сына старалась не баловать деньгами, а вот бабушка постоянно что-то сует...

Как вы считаете, моя стратегия - это баловство? Просто я-то не считаю, что балую его, балуешь, как мне кажется, когда просто бесконтрольно и бездумно...

Я реально зачитался!
А вообще детям обязательно нужно давать карманные деньг. Главное не перебарщивать, ибо дети должны ценить то что имеют и стараться, уже с раннего возраста грамотно расходовать свои средства, другими словами приучаться к финансовой грамотности...

У вас в семье принято давать детям деньги, мотивировать на накопления?

Со старшим было не так, а сейчас да...

Edited at 2017-02-18 08:02 pm (UTC)

Спасибо за рассказ, с интересом прочитала. Мне ко всем прочим установкам в семье, как у Вас, еще и повторяли "подожди, успеешь еще наработаться, пока нас папа может прокормить". Вот это вот тоже, блин, медвежья услуга!

Слава Богу, вот без этого у нас обошлось )) у нас было наоборот, если ты считаешь, что взрослая и самостоятельная, слезай с родительской шеи, а если не можешь слезть, значит еще не доросла, и все решения принимаем мы ... тут им спасибо, мотивация добывать деньги была огромной, только не было понимания как )

Прекрасная статья, здорово! Возьму на заметку)

Большое спасибо! А как у вас, вы уже даете детям деньги, хотя бы старшим?

Малыши очень любят денюжки))) Старшая все собирает копеечки со всех, но я сама пока не приучала)

ну значит она пока еще не готова...
мой -то старший в 5-6 лет требовал денег, чтобы пойти самостоятельно хлеб купить или мороженное во дворе в магазинчике...
а в 8 его можно было отправить в Дикси в нашем доме со списком продуктов, он знает все марки продуктов, которые мы едим, понимает, чем отличается жирность у масла и молока, так что всегда приносил все, что нужно, с чеком и сдачей )))
а средней сейчас 5 лет, и она вообще дуб-дубом в плане денег, и они ее не интересуют ))

поддерживаю - правильное отношение к деньгам нужно воспитывать с детства

Спасибо! Как вы считаете, у меня правильно, есть перспективы, что ребенок вырастет с правильным отношением к деньгам?

О, Вы тоже за Матвея переживали... Хорошо, что сейчас он в семье, его лечат и любят.

Еще как )) и письма везде писали, и на митинг ходили, и из группы вконтакте не вылезали, участвовали изо всех сил...

Меня немного суммы смутили. Это он у вас плохо учится? Тк мне в детстве 100 рублей жавали за отличное окончание четверти, а так бы, наверно разорились. Не пропал ли интерес к учебе, а то вроде психологи не советуют?


Он начинал не особо, у него там психологические травмы были, я вот тут описывала.
http://ideal-happines.livejournal.com/5537.html
А сейчас почти все пятерки, русский хромает только и немного чтение.
Вас смутило, что много или мало? За четверть несколько тысяч набегает, он считает, что это нормальные деньги. Тем более, что у них в классе больше никто этого не практикует, и меня вообще немножко сумасшедшей считают )) там еще пол класса до сих пор за руку с родителями в школу ходит из ближайшего дома, и карманных денег не имеет по определению...

Edited at 2017-02-19 04:07 pm (UTC)

Много, я считаю

Ну наш папа тоже так считает. А я считаю, что это должно быть что-то серьезно осязаемое. Особенно в случае, когда нет сильной мотивации к учебе, как не старайся ее привить. Он абсолютный прагматик, с ним можно говорить либо аппелируя к материальному, либо к ответственности. Но ответственности на нем и так много, если постоянно давить, он просто забьет на все, и не только на учебу. А так я спокойно могу попросить его помочь мне и с поездками по магазинам, и с помощью младшим, и с какими-то домашними серьезными делами. То есть, скажем, со взрослыми делами. И он их делает из любви ко мне и их чувства ответственности. Не хочу портить это его качество из-за уроков. Я понимаю его нелюбовь к урокам и не хочу заставлять тратить свое время и работать за бесплатно.

Потрясающий текст. Прекрасный опыт. Я с высоты прожитых лет (я немного старше вас) и наличии двух детей в возрасте 18 и 16 лет полагаю, что вы все делаете правильно. Карманные деньги ребенку, несомненно, нужны. Возраст, с которого их нужно давать, и размер суммы, считаю определяет уровень самостоятельности ребенка. Ибо, как вы справедливо заметили, многих в 9-10-11 лет еще повсюду водят за руку. В общем, поддерживаю вашу теорию и практику. А пост про ваше детство и ваши отношения с деньгами меня просто восхитил. Пишите еще))

Спасибо Вам огромное! Я пытаюсь ))
Да, на днях оказалось, что в классе всего два ребенка, которых родители не водят в школу за руку )) один живет в доме напротив школы, второй мой )))

Вы действительно могли бы написать книгу. Очень хорошо пишете. Но мне не нравится идея "зарабатывать пятерки". По-моему, это как-то нивелирует самоценность получения знаний.

А вопрос в том, что нет никакой ценности в знаниях. Можно открыть яндекс с гуглом и они скажут тебе все, что ты хочешь. Уметь учиться и добывать информацию - да. Остальное имеет смысл только в приложении к тому делу, которым ты занимаешься. Я не шучу и даже не прикалываюсь. У меня два высших у самой. И сейчас мой единственный путь, если мне надо будет выйти на работу, это в аптеку. Полторы ставки, на которые обычно пашут фармацевты - это 60-80 тыс, если большая хорошая аптека. Для этого было достаточно закончить фармучилище. Я закончила академию. Я пойду заведующей, и получу те же 60, если сильно повезет, 70, если я будут пахать без выходных, то 80. И ответственности будет в сто раз больше. В том числе уголовной. И вот вопрос, зачем мне все это?
Так что я с высоты прожитых лет поняла, что если человек не имеет ярко выраженных способностей и талантов в каком-то деле, то не стоит тратить время на академии. Надо заниматься тем, что нравится. И тогда со временем результаты будут не хуже. Чтобы стать ИП или иметь свое ООО, никто диплом не спросит.

Ну, "информация" - это что-то бытовое, утилитарное. По-моему, соотносится с познанием как выживание с жизнью. Другое дело, что в наших школах - скорее выживание нежели жизнь. И скорее информация нежели познание.

И я, кстати, так и не поняла, при чем тут оплаченные оценки

  • 1
?

Log in

No account? Create an account